МЕТЕМПСИХОЗ Книга Н.Лосского; Эссе архиеп. Иоанна Шаховского; Глава из книги Меня; лекция Меня, 1990. Эссе Кротова, 2005. В защиту М. с штейнерианских позиций книга Фрилинга, 1997. См. комм. к Лк. 1, 17. Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня (Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) К досье Меня МЕТЕМПСИХОЗ И БИБЛИЯ. Греч. словом М. (переселение душ) обозначается учение о том, что после смерти душа человека обретает новую жизнь на земле в теле себе подобных или животных. Учение о М. — явление чрезвычайно редкое в истории религий. Его не знают верования классического *Древнего Востока, Греции, Рима, конфуцианство и даосизм, библ. религия и ислам. Наиболее характерно это учение для австрало-южноиндийского региона, от народов к-рого оно было заимствовано арьями, проникшими в Индию (ок. 2000 г. до н.э.). В классич. индийских учениях (брахманизме, буддизме, индуизме) доктрина М. (на санскрите: самсара) приобрела характер непререкаемого догмата. *Теософы в 19-20 вв., внедряя на Западе инд. учения, пытались доказать, что в Библии содержатся намеки на М. В частн., они указывали на слова Христа о прор. Илии, к-рый явился в мир в лице Иоанна Крестителя (Мф 11:14). Однако в контексте всего библ. учения, утверждающего уникальность личности человека (Евр 9:21), очевидно, что в данном случае речь не идет о М. Слова Христовы следует толковать в том смысле, что Иоанн выполнил в свящ. истории роль прор. Илии. К тому же, согласно библ. традиции, Илия не умирал, а был взят на небо живым. Теософы указывали на Оригена как на предшественника своего толкования. Между тем Ориген учил не о М., а о предсуществовании душ. l Милославский П.А., Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства, Каз., 1873; Переселение душ. Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве, сб. ст., Париж, 1935; М е н ь А. (С в е т л о вЭ.), О перевоплощении, в кн.: Э.С в е т л о в, У врат молчания, Брюссель, 1971; см. ст. Посмертное бытие по учению Библии. "Я могу сознавать любую часть своего тела, испытывать ее наслаждение или боль. А может ли тело само себя сознавать? Немедленно последует ответ: нет. Моё тело не может себя сознавать. Скорее, я сознаню моё тело. ... Тело - это инструмент, а сознательная энергия - игрок на этом инструменте. Я являюсь мозгом или нервной системой не больше, чем гитарист является гитарой" (Роузен Стивен. Реинкарнация в мировых религиях. М.: Философская книга, 2002. с. 18-20).
|