Преп. Харт: Интересно. Мусульмане тоже считают, что Иисус не умер на кресте, и, кроме того, не верят в вознесение. Сатьяраджа д.: Об этом свидетельствуют многие древние предания. Как бы ни было, ведическая литература - записанная примерно 5000 лет назад - полностью предсказывает историю Иисуса. Она особо упоминает о том, что его называли "мессией", что его распяли, и что считалось, что он рожден девственницей. Кроме того, "Бхавишья Пурана" приводит слова Иисуса о том, что он пытался проповедовать "амалекитам" - одной из иудейских сект того времени. Преп. Харт: Назван ли Иисус по имени? Сатьяраджа д.: Употреблялось имя "Исса" - так называли Иисуса многие древние народы. Преп. Харт: Да, латинское написание слова "Иисус" - Иесус, а арабское - Иса. Сатьяраджа д.: А кроме того, это имя происходит от санскритского корня "иша", сокращенного "Ишвара" - индийского имени Бога, которое буквально означает "Верховный Повелитель". Преп. Харт: Вы, конечно, понимаете, что найдутся ученые, которые скажут, что эти предсказания представляют собой просто позднейшие вставки, сделанные уже после прихода Иисуса, дабы ведическое откровение показалось более достоверным... Ведь описание событий, которые должны произойти в будущем, - это самый убедительный аргумент... Сатьяраджа д.: Чем они могут подтвердить, что это интерполяция? Мы представляем традицию, которая известна с древнейших времен, так что они обязаны доказывать подобные предположения. В поисках же доказательств они просто будут блуждать во тьме, потому что на самом деле единственное, из-за чего у них могут возникать хоть какие-то подозрения, так это из-за того, что они видят, что произошло в иудео-христианской традиции... Но это совсем другое дело... Видите ли, когда вы имеете дело с культурой, представители которой сознают, насколько опасно вносить в нее какие-либо изменения, едва ли стоит бояться, что они станут что-то менять в священных текстах. Последователи ведической традиции обладают полной верой в то, что писания - и, собственно говоря, весь ведический образ жизни - это божественное откровение, поэтому им и в голову не придет изменить даже малейшие нюансы... Изучая ведическую традицию, вы увидите, как сохраняются те же блюда, специи, бритье головы, одежда - сегодняшние ее последователи носят те же одеяния, что и их предшественники в древности! Преданных часто критикуют за это. Люди спрашивают: "Почему вы хотя бы не оденетесь по-современному?" Но хоть это и вызывает критику, именно благодаря такому постоянству можно быть уверенными в том, что священные тексты не будут изменены. Если данная группа верующих не допускает никаких изменений даже в таких внешних вещах, как одежда или прическа, можно нисколько не сомневаться в том, что им и в голову не придет изменять религиозные писания. Для последователей ведической культуры это совершенно немыслимо. Так что ни о каких интерполяциях говорить не приходится, ибо этой традиции несвойственны нововведения и изменения. Ведическая традиция вечна и отличается постоянством. Преп. Харт: Да, понятно. А кто еще из великих святых, принадлежащих к другим культурам, предсказан в ведических текстах? По-моему, это одна из особенностей ведического откровения, и она мне очень нравится. Как правило, религиозная традиция содержит пророчества только о тех святых и мудрецах, которые приходят в ней самой. Ведические же писания поражают своей открытостью. Похоже, что они предсказывают приход представителей любых традиций. Это лишний раз свидетельствует о несекстантском и всеобъемлющем характере ведического учения и подтверждает его универсальность. Сатьяраджа д.: На самом деле Магомет тоже предсказан в ведических текстах. Он назван по имени в "Бхавишья Пуране". Говорится также, что он проповедовал примитивным идолопоклонникам - а так оно и было - и что он был "чистым среди неграмотных". И это предсказание тоже сбылось - известно, что он был неграмотен. Упоминания о Магомете есть в двух местах: в "Бхавишья Пуране", а также в "Атхарва Веде" (канда 20, шукта 127, мантра 1-3). Там все это есть... Преп. Харт: Вообще, если задуматься, эта информация совершенно поразительна... Но давайте немного поговорим о поклонении. В большинстве религиозных традиций нет понятия Кришна. Как правило, в них нет определенного представления о Божестве. Например, Иисус и Магомет дали своим последователям столько, сколько можно было дать, но каково же положение этих последователей? Куда они отправятся, если, скажем, Иисус и Магомет привели своих последователей к освобождению, но не могли дать им Кришну, Личность? Куда они попадут? Сатьяраджа д.: Вы задаете сразу много вопросов, так что ответить будет сложно... Последователи Иисуса могут, конечно, отправиться к Иисусу. Согласно учению "Гиты", если человек совершает определенное поклонение, место, куда он отправится после смерти, определяется именно этим конкретным видом поклонения. Таков общий ответ на ваш вопрос... Тот, кто достиг освобождения из материального мира, но не имеет конкретной информации о Боге в Его личностном аспекте - иными словами, не знает Кришну, - о такой личности иногда говорится, что она отправляется в Махеш-дхаму. Это обитель Господа Шивы, расположенная между материальным и духовным миром. Находясь там, живое существо может продолжать свое духовное развитие. Эта информация дана в "Чайтанья-чаритамрите" ("Мадхья" 8, глава 21, текст 54, комментарий). Преп. Харт: Но в целом, куда отправляются поклоняющиеся? В зависимости от своих представлений о Боге каждый должен попасть в какое-то определенное место... Сатьяраджа д.: Есть три основные концепции Бога: это представление о Нем как о Брахмане, как о Параматме и как о Бхагаване. Согласно учению Господа Чайтаньи, спекулятивный мыслитель, достигший в своих занятиях совершенства, приходит к неопределенному Брахману. Иначе говоря, тот, кто все свои мысли устремляет ко Всевышнему, превращая это в своего рода йогу, может достичь некоего начального уровня трансцендентности. В этом случае его представления о Боге обычно абстрактны, как в учениях Магомета и Иисуса. На самом деле Брахман - это духовное излучение Господа, которое называется брахмаджьоти. Непосвященным это излучение кажется неотличным от Господа, так же как солнечные лучи кажутся человеческому глазу неотличными от самого Солнца. Мы, обитатели Земли, неспособны отчетливо видеть образ Солнца с его различными частями. Так и те, кто следует путем постижения Брахмана, нередко - сознательно или несознательно - путают сияние тела Господа с Его личностной формой. Преп. Харт: Создается впечатление, что многие традиции и религии мира, хотя они и говорят о своем персонализме, на самом деле ведут только к постижению Брахмана, ибо конкретная информация о том, как выглядит Бог, в них зачастую отсутствует. Сатьяраджа д.: Да, думаю, что это так. Преп. Харт: Опишите, пожалуйста, два других уровня осознания. Сатьяраджа д.: Параматма - это Господь, пребывающий в сердце, а также Господь, который проникает во все материальное, входя в каждый атом. Преп. Харт: А, форма Вишну. Я, между прочим, пантеист, то есть человек, верящий в то, что Бог пребывает во всем. Это, наверное, соответствует уровню Параматмы. Сатьяраджа д.: Да, а Параматма представляет собой экспансии Каранадакашайи Вишну, то есть часть (амсу) Кришны. Преп. Харт: Это дух Бога, который пребывает во всем и, по-моему, соответствует Святому Духу в христианской теологии. Сатьяраджа д.: Согласен. Как правило, постичь Господа как Параматму пытаются медитирующие йоги. Параматма - это Бог в Его отношении к материальному миру и к душам - дживам, приходящим в этот мир. Есть два аспекта Параматмы. В первом из них, Бхагавадангатве, она входит в сердце каждой души в материальном мире. В своем аспекте Джагадгататтвы Параматма входит в каждый атом, и именно Ей обязан своим существованием проявленный мир, ибо без Ее присутствия не может существовать ничто. Я, конечно, знаю, что это напоминает пантеизм... Преп. Харт: Вы знаете, Рудольф Отто провел важное различие между пантеизмом ("все есть Бог") и теопанизмом ("Бог - это все"). Отто утверждает, что пантеистических представлений, приравнивающих мир к Абсолюту, в Индии нет. Мне не совсем понятна суть этого различия, но есть высказывание Мейстера Экхарта, которое, кажется, проливает на это некоторый свет. Он говорит, что Бога можно познавать тремя способами. Первый из них он называет "утренним знанием", когда человек постигает Бога в мире, в его явлениях. Наблюдая мир, он во всем видит присутствие Бога. Второй способ постижения Бога называется "вечерним знанием", когда человек видит мир в Боге. В этом случае он уже не ставит в центр своего внимания мир и видит не сначала мир и потом Бога в мире, а сначала Бога и затем уже весь мир, пребывающий в Нем. Сатьяраджа д.: А что Экхарт называет третьим уровнем видения? Преп. Харт: Видеть Самого Бога, полностью выйдя за пределы этого мира. Сатьяраджа д.: Это и есть сознание Кришны... Хм-м... Давайте продолжим и перейдем к осознанию Бхагавана. Это вершина, и именно такое осознание рекомендует Чайтанья Махапрабху. Мы должны прийти к Богу как к личности. Слово бхагаван означает "тот, кто исполнен всех достояний". Абстрактная сила или "вездесущий дух" не могут обладать всеми выдающимися качествами. Но Бог, в Его изначальной форме, должен в полной мере обладать этими качествами, ибо это главное, что характеризует Его как Бога. Мудрецы древней Индии свели все достояния к шести основным: силе, красоте, богатству, славе, знанию и отрешенности. И Бог, по определению, - это вместилище этих качеств. Мы, как Его неотъемлемые частицы, можем проявлять эти качества в незначительной степени, но Он должен проявлять их в полной мере. Таков Бог. Мы должны служить Ему, ибо занимаем по отношению к Нему подчиненное положение, которое является для нас органическим, естественным. Осознав это и посвятив свою жизнь служению Ему - бхакти-йоге, - мы встаем на путь, ведущий обратно к Богу. Тот, кто найдет эту Личность - Бхагавана Господа Кришну, - достигнет Его Высочайшей Обители. Преп. Харт: Есть ли в этой обители более высокие и более низкие уровни? Сатьяраджа д.: О да. Она бесконечна. В целом, так же как существуют бесчисленные проявления Кришны, есть и бесчисленные проявления Его обители. Вриндаван - это наивысший уровень, и именно там Кришна в Своей изначальной форме наслаждается играми со Своими вечно свободными спутниками. Но давайте начнем с начала. Над четырнадцатью подразделениями материальных вселенных, как я уже говорил, находится сфера для освобожденных душ, которая также является местом пребывания Шивы. Еще выше расположена Паравьома, где находятся бесчисленные аватары частичные проявления Кришны. Человек отправляется на одну из этих планет-вайкунтх в соответствии с тем, какой именно форме Бога он отдает предпочтение. А еще выше, над всеми этими бесчисленными духовными мирами, находится Кришна-лока, известная также как Голока. Она существует в трех различных формах, соответствующих характеру игр Кришны и настрою Его близких спутников. Это Дварака, Матхура и Гокула (иногда, нисходя на Землю, Кришна проявляет на ней эти три обители, как это было, например, 5000 лет назад). Каждая из этих трех обителей превосходит предыдущие своей сладостью. Сладчайшая из всех - Гокула, где отношения между Кришной и Его спутниками интимны. Поэтому ее иногда называют внутренней частью Голоки. Преп. Харт: Это очень подробная или, если хотите, трансцендентная космология, и вполне понятно, что эти проявления царства Бога предназначены только для Его близких спутников... Сатьяраджа д.: Да, чтобы попасть туда, они должны знать Кришну. Преп. Харт: Очевидно, что если мы не сознаем Кришну как личность, то не можем обращать к Нему свои молитвы и, видимо, не достигаем Его царства, о котором вы сейчас говорили. Но не будем недооценивать силы молитвы. Бог милостив. Вы, наверное, скажете, что если мы искренни в своих молитвах, Бог направит нас к тому, кто непосредственно знает Кришну. Возможно, это так. Но как быть с теми из нас, кто находится в вечных взаимоотношениях с одной из других форм Бога? Я считаю, что молитва - это очень интимное общение с Богом, и те, чьи молитвы обращены к Иисусу, со временем окажутся под его непосредственным руководством и отправятся туда, куда он поведет их. Сатьяраджа д.: Это, безусловно, так... Преп. Харт: Многие поклонники христианского мистицизма могут считать молитвы великих мистиков чем-то исключительным, полагая, что переживания этих мистиков недоступны современным искателям. Я думаю, что причина такого пессимизма заключается в том, что большинство современных христиан не знает о медитативной традиции, которая в свое время играла ведущую роль в христианстве на Среднем Востоке. Эта традиция (впоследствии она стала известна как традиция отцов-пустынников) очень напоминает ведическую, для которой характерны простой образ жизни и полная погруженность в Бога. Этот путь открыт для нас и сегодня. В 310 году н.э. Св. Антоний основал школу медитации. В этой школе, расположенной в шестидесяти пяти милях южнее Каира, тысячи христианских монахов, следуя наставлениям этого святого и под его руководством, систематически занимались медитацией. Розенкрейцеры и франкмасоны, как вы знаете, - это тоже своего рода йоги. Иными словами, я хочу сказать, что в христианстве есть и другое, очень глубокое течение. Я согласен с вами, что в целом в христианской традиции возобладал поверхностный подход. Но, как и в любой традиции, в ней есть два основных уровня: один - поверхностный, а другой - гораздо более глубокий. Я думаю, что последователям Иисуса были открыты многие истины сознания Кришны. В конце концов, разве Иисус не сказал им: "Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах" (Марк 4,11)? Так что искренним христианам доступны эти сокровенные тайны. Но ясно, что тому, кто хочет проникнуть в них, предстоит нелегкая борьба. Наша цепь ученической преемственности, действительно, больше не существует. Сведений, которые мы можем почерпнуть из Библии, явно недостаточно. Но тем, кто искренни, Бог дает откровение и более глубокое понимание писания. Сатьяраджа д.: Это более глубокое понимание обязательно будет включать в себя все основные принципы сознания Кришны - принципы, которые большинство современных христиан не станет даже рассматривать всерьез. Преп. Харт: Вы имеете в виду такие принципы, как четыре основные... Сатьяраджа д.: Да. Исключить мясоедение, азартные игры, незаконный секс и одурманивающие вещества - полностью! - даже вино при причастии. Преп. Харт: Сегодня, конечно, найдется не много христиан, которые понимали бы, зачем нужны эти правила, однако я с вами согласен - если они действительно станут "сознающим Христа" или "сознающими Кришну", то смогут оценить значение этих принципов и, вероятно, внутренне одобрят их. Но немного вина при причастии... Сатьяраджа д.: Эти принципы - всего лишь предварительный этап религиозного пути, и тот, кто не следует им, едва ли даже встал на него. Преп. Харт: Ну, хорошо. Давайте, однако, вернемся к тому, о чем мы говорили. Моя мысль заключается в том, что истинный христианин, коль скоро его молитвы искренни, достигнет царства Бога, и обитель, в которой он окажется, непременно будет "христоподобной". Сатьяраджа д.: С этим я уже согласился. Однако он должен еще и следовать принципам... Преп. Харт: Да. Сатьяраджа д.: В любом случае, тот, кого вы описываете, это не обычный современный христианин, а некий абстрактный монах... Преп. Харт: Да, к сожалению, это так. Слово "монах", как вы знаете, происходит от греческого монос, означающего "один". Монахи жили в своих небольших отшельнических жилищах и посвящали себя медитации на Бога. Обыкновенные христиане-миряне никогда не развивали в себе это чувство полной поглощенности. Сатьяраджа д.: Да. А греческое слово монос ведет свое происхождение от санскритского "муни", имеющего тот же смысл. Индийского монаха называют "муни". Однако ведическая культура отличается тем, что в ней каждый, по крайней мере, на каком-то одном этапе своей жизни, должен побыть монахом. Представители всех слоев общества хотя бы какую-то часть своей жизни полностью посвящали медитации. Преп. Харт: Да, в этих вопросах вы действительно знаток. Сатьяраджа д.: О, вы очень любезны... Преп. Харт: Как вам известно, я тоже интересуюсь связями между христианством и индийской философией. И я твердо уверен в том, что в конечном счете они суть одно, - ведь Бог-то один. Разве не так? И религия тоже одна. Один Бог - одна религия? Может быть, христианство на самом деле выросло из ведической системы. Недавно я обнаружил, что Ориген, один из отцов Церкви, принадлежал к египетской катехизаторской школе. Его учителем был Климент Александрийский, а учителем Климента был мистик, который известен как Пантен и который, согласно коптским рукописям, провел немало времени в Индии. Сатьяраджа д.: А-а, вот видите? Это интересно... Преп. Харт: Да, конечно, и с этого началось распространение того способа медитации и молитвы, о котором я уже говорил. Отцы-пустынники. Учение Пантена было передано Дионисию Ареопагиту. Дионисий понимал духовное путешествие как процесс глубокой медитации. Он записывал свои медитации и зачитывал их вслух. Для многих христианских святых и теологов тексты Дионисия были надежной картой, или планом их духовного путешествия. Об этом не слишком широко известно, однако многие средневековые теологи и основатели монастырей восприняли взгляды Дионисия и использовали их, формулируя собственные доктрины. Альберт Великий, Бонавентура, Мейстер Экхарт и другие - все они многим обязаны сирийским текстам Дионисия. Сатьяраджа д.: Но почему же ничего подобного не происходит в наши дни? Преп. Харт: Что ж, некоторые и сейчас искренне пытаются вывести христианство из этого русла, в котором оно оказалось, и вернуть его к этим корням... Однако все, что у них получается, - это "разбавленные" учения с изрядной долей эклектизма вроде того, который мы встречаем у "Новой эры"... Думаю, что отец Бид Гриффитс, Мэттью Фокс, брат Дэвид Стейндли-Раст... Не уверен, что их работы произведут на вас впечатление. Хотя они в какой-то степени основаны на воззрениях учителей, в них присутствует сильное влияние того, что вы бы назвали имперсонализмом, - пожалуй, даже более сильное, чем у тех, кого они хотят превзойти... Сатьяраджа д.: Да, похоже на то. Я читал кое-что из работ Мэттью Фокса, но едва ли этого достаточно, чтобы делать какие-то выводы. Преп. Харт: А что говорится о молитве в ведической традиции? Я знаю, что молитва - это самое главное, что это духовный метод, рекомендованный для нынешней эпохи. Знаете, в детстве мои представления об индийской духовности олицетворял худой человек, сидящий на ложе из гвоздей и днями напролет повторяющий "ом". У меня собственно понимание мантры "ом". Возможно, то, что Библия называет "Словом", в восточной традиции представлено как "ом". Но что говорит об этом ведическая литература? Что же такое "ом"? Сатьяраджа д.: Мантра "ом" тоже безлична, но не следует недооценивать ее - она представляет Кришну в звуке. Когда Брахма - первое сотворенное существо - попытался воспроизвести звучание флейты Кришны, у него получилось слово "ом". Оно представляет собой мантру-семя, священное начало знаменитой гаятри, которую индийские жрецы произносят трижды в день. Преп. Харт: А что еще говорится об этом слове в ведических писаниях? Ведь, по-моему, "ом" - это значительная часть индийской философии... Сатьяраджа д.: Ведические тексты описывают "ом" как сокращенную форму "омкары", мантры, представленной тремя буквами: А, У и М. Великие учителя Гаудия вайшнава-сампрадайи проанализировали слово "ом", рассмотрев составляющие его буквы. Этот анализ основан на подробном объяснении самих санскритских букв, раскрывающем этимологию санскритской "омкары". Вкратце, это объяснение состоит в следующем. Первая буква, "А", представляет Кришну. Вторая,"У", относится к энергии Кришны, то есть к Радхарани. А третья буква, "М", представляет живых существ. Таким образом, в трех этих буквах, взятых вместе, представлено все существующее, поэтому как мантра это сочетание обладает огромной силой. Преп. Харт: То есть слово "ом" - это нечто большее, чем я себе представлял. Похоже, что оно включает в себя всю вашу философию. Сатьяраджа д.: Да, в каком-то смысле это так. На самом деле это настолько важная мантра-семя, что она проложила себе дорогу во многие языки в качестве представителя Бога. Например, во всех английских словах, описывающих наиболее важные качества Бога, присутствует корень "ом". "Ом" приходит в английский язык через omni. Такие слова, как omnipotent, omniscient и omnipresent*, представляют собой важнейшие характеристики Бога, и все они начинаются с "ом". Христиане в конце молитвы произносят слово "аминь" - разве не так? Преп. Харт: Да... Сатьяраджа д.: Оно тоже происходит от "ом", или АУМ. И мусульмане говорят "амин", которое по сути означает то же самое, то есть относится к Богу. Но вернемся к вашему первоначальному вопросу - о природе молитвы в ведической традиции. Главная молитва - это, конечно, маха-мантра Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эту молитву нужно произносить точно так же, как зовет свою мать маленький ____________________________________________ * Всемогущий, всеведущий и вездесущий (прим.перев.) ребенок - с пламенной искренностью и полностью сосредоточенным вниманием. Смысл этой молитвы в общих чертах можно объяснить так: это зов. Харе – это звательная форма слова Хара, то есть мы обращаемся к Радхарани (Матери Хара). Зачем же мы обращаемся к Ней? Почему мы взываем к Радхарани? Мы делаем это только ради того, чтобы быть занятыми служением Господу. В этом чистота маха-мантры. В буквальном переводе эта мантра звучала бы так: "О мой Господь, о верховная энергия Господа - Шримати Радхарани, - займите меня, пожалуйста, служением Господу". Кришна и Рама - это первичные имена Бога. Преп. Харт: Почему эта молитва обращена к Радхарани? Сатьяраджа д.: По вайшнавской традиции, к Господу обращаются через Его энергию. Например, Иисус это, в определенном смысле, авеша, то есть энергия Господа, и христиане идут через него. Радхарани же - это изначальная внутренняя энергия, так что к Господу приближаются через Ее Божественную Милость. Как сказал духовный учитель Шрилы Прабхупады: "Радхарани - это доминируемая Половина, тогда как Кришна - это доминирующая Половина. Вместе Они составляют Абсолютную Истину. Две части высочайшей Истины. Но оба Они суть Высшее". Радхарани известна прежде всего как величайшая преданная, то есть та, кто доставляет Кришне наибольшее удовольствие. Разумеется, Радхарани способна на это, ибо Она - не что иное, как женское проявление Бога. Преп. Харт: По-моему, вы как-то говорили, что величайший преданный - это полубог Шива. Сатьяраджа д.: Да, в его сфере влияния это так. В писаниях говорится: вайшнаванам йатах шамбху - "Шива - величайший преданный". Видите ли, Брахмаджи считается величайшим преданным в своей сфере, известной как карма-мишра-бхакти. А Шива - величайший в сфере гьяна-мишра-бхакти, особенно для йогов и гьяни величайшим преданным будет именно Шива. Однако над Шивой есть еще целая иерархия, которая приводится в писаниях. Среди преданных (бхакт) главным считается Прахлад Махараджа. Говорится, однако, что Пандавы стоят выше, чем Прахлад. Это утверждается в "Бхагаватам". Еще более высокое положение, чем Пандавы, занимают некоторые Ядавы. Великий преданный Уддхава - это, по сути, главный среди Ядавов, и он стоит выше их всех. Однако гопи превосходят даже Уддхаву, так что он сам пытается сравняться с ними в любви к Кришне. Величайшая же среди гопи это Радхарани. Радхарани - величайшая преданная... Она - Бог в качестве преданного... А когда Она и Кришна нисходят в образе Чайтаньи Махапрабху, это и есть наивысшее проявление преданности... Преп. Харт: Значит, мы приближаемся к Кришне через Радхарани... Сатьяраджа д.: Она в каком-то смысле недоступна, так же как Кришна, поэтому искать Ее милости нужно через истинного гуру, принадлежащего к цепи ученической преемственности. Такой гуру - это приближенный слуга Шримати Радхарани. Он помогает Ей в Ее служении Кришне. Преп. Харт: Почему Она недоступна? Сатьяраджа д.: Радхарани - это тоже Бог. Это Личность Бога как Женщины в отличие от Личности Бога как Мужчины, то есть Господа Кришны. В каком-то смысле, конечно, оба Они в высшей степени доступны. Надо только знать, как приблизиться к Ним. Соответствующий метод дается истинным духовным учителем, который представляет в этом мире Божественную Чету - Радху и Кришну. Преп. Харт: В каких отношениях состоят между собой члены Божественной Четы? Можно ли считать Радху и Кришну друзьями? Женаты ли Они? Если ли в Их отношениях что-либо подобное? Я имею в виду, можно ли понимать их таким образом? Сатьяраджа д.: Нет. Мы не можем переносить на Них свои представления. Для Них нет никаких ограничений. Они полностью трансцендентны. Бог в двух аспектах. Это все... Это очень глубоко... Ясно, что Их отношения - это не дружба и не платоническая любовь. Но не следует считать Их и любовниками - по крайней мере в мирском понимании этого слова. Это духовные любовники, получающие от Своего общения трансцендентное наслаждение. У нас в этом мире есть только искаженное отражение этих отношений. Но у Них нет ни сладострастия, ни стремления эксплуатировать другого. Их любовь чиста, то есть абсолютно свободна от вожделения, не осквернена материей. Преп. Харт: А можно ли сказать, что Они в каком-то смысле состоят в браке? Сатьяраджа д.: Это очень сокровенная тема... Мы обсудим ее позже... Их любовные отношения считаются наивысшими. Она - Его вечная спутница. Они неженаты... С другой стороны, иногда говорится об Их браке... Согласно тамильской традиции, Они состоят в браке. Об этом же упоминается в "Матсья Пуране". Рупа Госвами описал Их свадьбу в десятом акте своей "Лалита Мадхавы" - пьесы о сокровенных отношениях между Радхой и Кришной. Также и в "Гопал Чампу" Дживы Госвами... Но об этом мы поговорим позже. Главное, что необходимо понять, - это то, что маха-мантра - это молитва, обращенная сначала к Радхе, а затем - к Кришне. Это дает нам представление о Ее высочайшем положении. Кришна зависит от Нее, а Она - от Него. Их любовь одинаково сильна. Оба Они одинаково божественны. И все же Кришна занимает по отношению к Ней подчиненное положение. Она полностью завоевала Его сердце. Поэтому, чтобы действительно обрести милость Кришны, надо обращаться к Нему через Нее. Преп. Харт: Женское проявление Бога. Сатьяраджа д.: Так оно и должно быть. Если Бог действительно полон и абсолютен, у Него должно быть и женское проявление. Иначе у Него в чем-то был бы недостаток. Преп. Харт: Феминисткам это понравится! Преп. Харт: Я часто думаю о сходствах между жизнью Господа Чайтаньи и жизнью Иисуса Христа. Например, оба они совершали чудеса, или сверхъественные деяния, скажем, воскрешали умерших. А после таких деяний обе эти божественные личности запрещали свидетелям рассказывать об увиденном. В Библии рассказывается о том, как Иисус, долго отказывавшийся от титула "Сына Божия", в конце концов принимает его и признает себя Мессией. Большое значение придается ответу Иисуса: "Я, о котором упоминается в книге Марка" (14.61-62). Говорится, что тем самым Иисус подтвердил свою божественность. Так и Господь Чайтанья, когда Он совершал Свои первые чудеса, просил Своих почитателей хранить увиденное в тайне. Но со временем Он полностью раскрыл Свою божественность, как, например, во дворе дома Шриваса Пандита. Там, как вы знаете, Чайтанья, находясь на "троне Вишну", открыл со всей определенностью, что Он и есть аватар, которого ждали в эту эпоху. Фактически он показал всем присутствующим - а их было много - Свою божественность. Сатьяраджа д.: Да, параллелей много. Однако необходимо знать и о различиях. Чайтанья Махапрабху - это объединенное проявление Радхи и Кришны. Он - Ади Пуруша, то есть изначальная Личность в Ее наиболее эзотерической форме. Согласно ведической традиции, Он и есть свайам бхагаван, то есть источник всех воплощений Бога. Экспансиями этого изначального источника являются прежде всего две основные категории Бога: тад-экатма рупа, которая по своей сущности идентична Его изначальной форме, но внешне может отличаться от нее, и авеша, к которой, как правило, относятся живые существа, наделенные божественной властью. Именно к этой категории и принадлежит Иисус Христос. Преп. Харт: Если вам кажется, что сравнивать Господа Чайтанью с Иисусом Христом было бы не совсем правильно... Сатьяраджа д.: Я не говорю, что это неправильно, однако не следует игнорировать различия. Преп. Харт: А не могли бы вы тогда назвать кого-нибудь из ведической традиции, с кем было бы правильнее сравнить Иисуса Христа? Сатьяраджа д.: Есть одна особая душа, великий преданный Господа Чайтаньи. Его звали Васудева Даттой. Быть может, во всей ведической традиции нет больше никого, кто бы так сочувствовал страдающим падшим душам, как он. Он не знал равных в своем сострадании. Его молитвы Господу Чайтанье поразительно напоминают о господе Иисусе Христе. "Мое сердце разрывается, - сказал он господу Чайтанье, - при виде их страданий. Я прошу Тебя взять последствия грехов всех живых существ и поместить их на мою голову. Пусть я буду страдать за их преступления". Васудева Датта готов был вечно страдать в аду, если только это могло облегчить страдания его братьев, живых существ. Всех живых существ. Для Васудева Датты не было избранных - его милосердие распространялось на все 8'400'000 видов жизни. Он не хотел отворачиваться ни от одного из них. Его любовь была всеобъемлющей. Иногда говорится, что если вы будете хорошими, если предадитесь Иисусу - или если просто будете верить в него, - то будете избавлены от последствий своих грехов. Снова и снова мы слышим: "Он умер и тогда нас действительно можно будет считать детьми Бога." Могут спросить: "Разве можем мы стать такими же, как Иисус?" Однако, по словам самого Иисуса, мы должны стать не просто такими же хорошими, как он, а совершенными. "Будьте совершенны, - говорит Иисус, - как совершенен Отец ваш Небесный" (Мар. 5.48). Стать сыном Бога значит осознать, что по своей изначальной природе мы предназначены для служения Богу. Преп. Харт: А еще вы услышите довод, что Иисус - единственный "рожденный" сын, но даже и это неточно. Исследовав Ветхий завет, вы обнаружите, что всех детей Израиля называли "рожденными" сыновьями Бога. Представление о "единорожденном" - это просто церковная доктрина, не имеющая отношения к подлинному христианству. Сатьяраджа д.: Да, но тогда что же такое подлинное христианство? Чем больше мы обсуждаем это, тем более неуловимым оно становится. Преп. Харт: Что касается сущности христианства, то она в том, чтобы любить Бога. Во что бы ни превратилась библейская традиция под влиянием времени... вселенские соборы, негодные римские папы, интерполяции в Библии... в конечном счете, отсутствие ученической преемственности... я твердо верю в то, что за последние две тысячи лет некоторым, пусть и немногим людям посчастливилось постичь сущность религии через основные наставления Иисуса. Например, Томас Мертон - ведь трудно отрицать, что... Сатьяраджа д.: Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я ничего не отрицаю. Я совершенно уверен в том, что в сердце каждого искреннего человека со временем разовьется любовь к Богу, а уж как он называет свою методологию - иудаизмом, христианством, мусульманством, индуизмом или как-то еще, - это не столь существенно. В конце концов, это вопрос выбора. И все же, если говорить о наиболее мощном методе, позволяющем достичь наивысшего уровня божественной любви, я не могу не порекомендовать именно ведическую традицию. По своей древности, а также по глубине изложения духовной мудрости она намного превосходит все другие традиции, поэтому стоит воспользоваться тем, что она нам предлагает. Человек может многое почерпнуть из ведического источника, даже если в целом ему ближе другая традиция. Получив эти дополнительные знания, каждый может применять их, следуя тем путем, которому он отдает предпочтение. Преп. Харт: Да, для меня это приемлемо. Я читал, что ведические откровения сравниваются с "аспирантским курсом изучения религии", и меня это вполне устраивает. Но моя мысль заключается в том, что в христианской традиции были люди, имевшие великую любовь к Богу. Конечно, едва ли можно говорить о том, что в христианстве, особенно в наши дни, существует метод, позволяющий достичь такой любви; зато есть замечательные примеры, которым можно следовать: Св. Тереза Авильская, Св. Франциск Ассизский, Св. Иоанн Креста и многие другие. Эти мистики, принадлежащие к христианской традиции, развили в себе очень сильную любовь к Богу. Эту любовь можно сравнить с той, что была продемонстрирована Господом Чайтаньей... Сатьяраджа д.: А вот здесь вы встаете на зыбкую почву? Я согласен с вами, что у христианских мистиков было чувство любви к Богу. Но даже если мы признаем, что они достигали высоких ступеней божественной любви, нельзя сравнивать ее с той любовью, которую явил Чайтанья Махапрабху. Только безграничное существо способно испытать безграничную любовь. Господь Чайтанья - это Сам Кришна, Верховный Господь, в роли преданного. Поэтому Он способен испытать махабхаву, или божественную любовь в ее наиболее сильных проявлениях. Даже не все формы Бога способны испытать махабхаву, не говоря уже об обыкновенных душах - дживах. Мало кому дается такая способность. До прихода Господа Чайтаньи только Шримати Радхарани - женский образ Личности Бога, дополняющий Его мужское проявление, - испытывала это возвышенное состояние безграничной премы, божественной любви. Некоторые из самых близких к Кришне гопи, пастушек, отдававших Ему свою жизнь, тоже испытывали махабхаву. Возможно, другие великие преданные, находящиеся в очень, очень близких отношениях с Кришной, также способны, милостью Господа, испытать подобное состояние. Но редко кто достигает этого. Преп. Харт: Но, может быть, любовь, которую испытывали христианские мистики, была иного уровня... Сатьяраджа д.: Тогда это вполне возможно. Упомянутые вами великие христианские мистики могли, в лучшем случае, познать тень такой любви. Но, пожалуйста, учтите, что испытать даже эту тень - благословение, которое редко кому дается. И уж, во всяком случае, любовь Махапрабху недоступна для обыкновенных существ. Ни одно существо такого масштаба - да и любого масштаба (но уж такого - точно) - не способно достичь этого уровня. Тем не менее, мы должны стремиться к тому, что нам недоступно, потому что благодаря таким усилиям мы, по крайней мере, сможем достичь наивысшего из тех уровней, которые доступны нам, ограниченным существам. Преп. Харт: Какой же уровень любви к Богу - из тех, которые достижимы для ограниченных существ, таких как мы с вами, - ведическая традиция считает наивысшим? Сатьяраджа д.: Мы можем достичь уровня уттама-бхакти, но до этого нам очень и очень далеко. Существует девять основных ступеней совершенства, которые надо пройти прежде, чем мы только проникнем в сферы любви. А еще до этих девяти уровней у нас может быть некоторая анда-бишбас, то есть слепая вера. По-моему, большинство последователей разных религий застряли именно на этом уровне. Но если человеку посчастливится подняться выше, тогда он действительно начнет свой путь к божественной любви. Первая настоящая ступень на пути к духовному совершенству - это шраддха. Это тоже своего рода "вера", однако она отлична от слепой веры, потому что основывается на опыте. Это вера, основанная на приобретенных знаниях. После многих рождений и смертей (процесс реинкарнации) у нас появляется своего рода интуитивное знание о Боге. Благодаря этому знанию в нас естественным образом развивается настоящая вера, хотя реального знания, а тем более осознания может еще и не быть. Такова следующая ступень подлинного духовного прогресса. Следующая ступень это садху-санга, то есть общение с преданными. Человек, который переживает нечто более высокое, чем мирская жизнь, естествен
|