Особого внимания заслуживает личность Льва Николаевича Толстого и его глубокий интерес прежде всего к духовно-философскому наследию Индии. Несомненно, Лев Николаевич Толстой является выдающимся религиозным философом. В значительной степени и поныне олицетворяющий Россию, в своих поисках духовности он вновь и вновь обращался к священным книгам древней Индии. В советские времена его порой называли (весьма тенденциозно) «зеркалом русской революции». Он действительно желал социальных перемен в России, но необходимо помнить, что он был глубоко верующим человеком и понимал, что настоящие перемены в обществе могут произойти только через духовное преобразование каждого человека. Вот что он писал по этому поводу: «Откуда возьмут таких людей, которые без злоупотреблений построят посредством насилия праведный социалистический строй? ... Мы теперь привыкли и любим жить дурно. За что ни возьмемся, всё гадим, а говорим, что хорошо станем жить, когда устройство станет хорошее. Да как же быть хорошему устройству, когда люди плохие? ... Из гнилых и кривых бревен, как ни перекладывай их, нельзя построить дом, так из таких людей нельзя устроить разумное нравственное общество.... «Что делать?» — спрашивают одинаково и властители, и подчиненные, и рево¬люционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом «что делать?» всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой...» В полном согласии с ведическим учением русский мыслитель утверждал, что несовершенные люди не могут создать совершенное общество. Необходима внутренняя работа по совершенствованию души — на санскрите это называется бхакти-йога. Мировоззрение Толстого сложилось в значительной степени под влиянием классической индийской философии Вед, которая наложила глубокий отпечаток на его жизнь и творчество. Писатель Леонид Андреев вспоминал, что в последний год своей жизни (1910) Лев Николаевич много раз подчеркивал свою связь с индусами и их традицией и что постоянная переписка с их лучшими представителями укрепляют в нем давнее убеждение, что «ex oriente lux» («свет приходит с востока»). Например, в 1907 году Толстой получил по почте книгу «Шри Кришна — Господь Любви». Это был подарок от Премананда Бхарати, одного санньяси-монаха из индийской провинции Орисса, последователя Шри Чайтаньи Махапрабху. (Еще в начале XX века Премананд Бхарати пытался распространять ведическую дхарму в странах запада и вернулся в Индию с несколькими западными учениками, чтобы там продолжить их обучение.) В сопроводительном письме Толстому Премананд Бхарати выразил надежду, что мудрость и независимость суждений русского писателя помогут ему по достоинству оценить учение о Кришне: «В Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне я встречал так называемых великих людей, ученых, писателей и философов. Но все они были в состоянии лишь повторять то, что думают другие... Ваши книги замечательны простотой подлинного мудреца». Толстой читал книгу о Кришне, не отрываясь несколько дней. В его дневниках есть такие восхищенные отзывы о ней: «Читал браминскую книгу» (28 янв.1907); «Прекрасная история Кришны — читал» (29 янв.1907); «За это время читал превосходную книгу Бхарати — «Кришна» (10 янв.1907). 16 февраля 1907 Лев Толстой отправил Бхарати большое письмо, в котором он горячо одобрил его проповедническую деятельность: «Дорогой брат! Мне так радостно обращаться к Вам, потому что я живо ощущаю братское чувство к человеку, который так же далек от меня физически, как близок мне духовно. Я только что окончил читать Вашу книгу «Кришна» и нахожусь под сильным впечатлением. Я и ранее знал учение о Кришне, но никогда не имел о нем такого ясного представления, какое получил по прочтении обеих частей Вашей книги... Будем ли мы работать вместе? Ваш брат и, надеюсь, Ваш соработник Лев Толстой». Толстой регулярно получал журнал «Свет Индии», издаваемый Преманандом Бхарати, и продолжал его читать до самой своей смерти. 20 марта 1909 г. секретарь Толстого Н.Н.Гусев записал в своем дневнике: «Лев Николаевич прочитал английскую книгу Бхарати, в которой изложено индусское верование в Кришну, Бога совершенной любви, который через известный период времени приходит на землю для того, чтобы спасать людей. — Как хорошо было бы, — сказал Лев Николаевич, — изложить это для народа!». Насколько можно судить по дневникам Толстого, писатель очень ясно прослеживал вечные богоцентрические идеи Вед в христианстве и других постведических религиях (иудаизме, буддизме, исламе). Библиотека Толстого в Ясной Поляне насчитывала около пятидесяти книг, имеющих прямое отношение к ведической традиции. Эти книги имеют на полях пометки рукой писателя, которые он делал, читая их. Вот названия некоторых из этих книг: «Философия Веданты. Божественное наследие человечества», «Почему индийцы — вегетарианцы», «Путь к блаженству», «Рама», «Кто является спасителем души», «Слово и крест в древней Индии», «Рамаяна», «Махабхарата», «Бхагавад-гита» и другие. Сам Толстой написал ряд произведений, связанных с духовным наследием Индии: «Карма», «Жизнь Кришны», около ста «индийских изречений» из ведических писаний для «Круга чтения», «Упанишада из Вед», «Индийский Богавата», и также ведические рассказы с русифицированными персонажами: «Старик и смерть», «Водяной и жемчужина», «Слепой и молоко», «Хорек», «Отчего зло на свете», «Царь и слоны» и многие другие. Со склонностью к принципам бхагавата-дхармы связаны и вегетарианство Толстого, и его призыв к трезвому образу жизни, к отказу от любых одурманивающих веществ — см. его статьи «Пора опомниться», «Проезжий и крестьянин», «Разговор с прохожим», «Богу или мамоне?» Вот несколько цитат Льва Толстого о бхагавата-дхарме: «Мне жалко было заметить, что вы думаете, будто я не соглашаюсь с основным принципом «Бхагавад-гиты»... Я твердо верю в это, всегда стараюсь помнить об этом и руководствоваться этим в своих действиях, а также говорить это тем, кто спрашивает мое мнение, и отражать это в своих сочинениях». (Из письма от 21 янв.1908 индийцу С.Р.Чхиталю) «Я высоко ценю мое общение с индийскими религиозными людьми... С большим интересом и пользой для моей духовной жизни прочел я все встретившиеся мне браминские религиозные книги и буду очень благодарен за книгу, которую вы предлагаете мне прислать». (Из письма от 3 фев.1908 индийцу С.Р.Чхиталю) «На днях я переделывал для «Детского круга чтения» изречения Кришны (браминского вочеловечившегося Бога, до рождества Христова). Прилагаю вам некоторые из них. Как же не радоваться тому, что можешь черпать из этого источника?» (Из письма 7 июня 1907 Н.Г.Сутковому) «Майя — ведь это предельность видимого мира, за которым скрыто бесконечное. Это прекрасно...» (Слова Л.Толстого, по воспоминаниям сотрудника журнала «Посредник») В 1886 г. в очерке «Сиддхарта» Толстой сделал такое интересное описание древней ведической религии: «Если идти из России на зимний восход все прямо, то тысяч за десять верст от нас, через Саратов, Уральск, Киргизскую степь, Ташкент, Бухару, придешь к высоким снеговым горам. Горы эти самые высокие на свете. Перевали через эти горы и войдешь в Индийскую землю. Индийская земля меньше русской втрое; но земля там плодородная и теплая — зимы нет; так что народу на этой земле кормится втрое больше, чем в России... В то время, когда родился Будда, индусы верили в свою старинную веру. Учение этой веры было записано у них в книги более трех тысяч лет тому назад, а начиналась она, как только помнят себя индусы. Книги браминов (брахманов) называются на их санскритском языке Ведами и считаются откровением свыше. Индусы говорят, что Веды созданы не людьми, а что они всегда были в уме Божества. Вера индусская была та же одна вера, которая записана в сердцах всех людей и без которой не бывает человек на свете... Так в одной из древних книг сказано, что люди должны воздерживаться от убийства не только людей, но и всего живого, от гнева, прелюбодеяния, пьянства, обжорства, лени, лжи, осуждения других и должны быть смиренны, воздержанны, честны, правдивы, чисты и должны воздавать добром за зло. Все это знали индусы и в этом полагали основание воли Бога». (Сравните с «Бхагавад-гитой» 13.8-12: «Скромность, смирение, отсутствие ложной гордости, отказ от насилия, терпимость, простота, обращение к истинному духовному учителю, чистота, целеустремленность, самодисциплина, отрешенность от объектов чувственного удовлетворения, отсутствие ложного эго, осознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло; самоотречение, свобода от затягивающего влияния мирской жизни; уравновешенность и спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий; непоколебимая, бескорыстная преданность Мне (Кришне); стремление жить в уединенном месте; отстраненность от общей массы людей; признание важности самоосознания и философский поиск Абсолютной Истины — все это Я провозглашаю знанием, а что бы ни существовало помимо этого, есть неведение».) В 1909 г., в своем предисловии к задуманной книге о Кришне Л.Толстой написал: «Индусы веруют, что Кришна, Бог, проявление высшей любви, приходит на землю один раз каждые триста миллионов лет. ...Каждый мир из всех бесчисленных миров благословляем Его посещением и воплощением один раз в продолжение очень долгого периода времени. Наш мир — один из самых малых миров, и воплощение Кришны совершилось во время соединения медного века с железным. Так как мы переживаем железный век, то и посещение мира Кришной совершилось пять тысяч лет тому назад. Приходит он затем, чтобы научить людей жить любовью. ...Все учение и жизнь Кришны есть только любовь. Кришна ничего не знает, кроме любви, не дает и не принимает ничего, кроме любви, действует только любовью, дышит и говорит только ею. Это-то появление Кришны на землю и дела его во время его появления описаны в прилагаемой книге. Писатель этой книги, обращаясь к читателю, говорит: «Пусть каждый с открытой душой прочтет эти строки, и божественный напиток любви вольется в его душу через его разум». 14 мая 1909 г. Толстой отправил рукопись книги о Кришне И.И.Горбунову-Посадову: «Посылаю вам Кришну. Решайте сами, что исключить. А все-таки будет полезная книга». Эта книга, отданная в журнал «Посредник», была набрана, но по ряду причин в свет не вышла. В архиве сохранилась корректура набора, с заглавием «Жизнь Кришны (Индусские сказания)». «Вы оказали бы мне большую любезность, если бы согласились помочь в одной недавно начатой мной работе, которая, надеюсь, может представлять для вас интерес. Я начал составлять серию книг с изложением всех больших мировых религий, сущность которых во всех религиях одна и та же. Вполне естественно, что ведическая религия, как одна из самых древних и глубоких, должна занять в этой серии первое место. Я хочу сделать выбор наиболее ярких и глубоких изречений из религии Вед. Если вы или кто-нибудь из ваших сотрудников сможете мне в этом помочь, переписываясь со мной на эту тему, я буду очень благодарен». (Из письма осенью 1909 индийскому профессору Рама Дэву) Вот каким пониманием поделился Лев Толстой в своем письме саннъяси-монаху Премананду Бхарати, с кем он вел переписку: «Метафизическая религиозная идея Кришны есть вечная и универсальная основа всех истинных философских систем и всех религий»*. В «Пути жизни» Толстой пишет: «Одна их самых древних и самых глубоких по мысли вер была вера индусов». Биограф Толстого Д.П. Маковицкий в «Яснополянских записках» зафиксировал слова, сказанные Толстым в последний год жизни (12 марта 1910): «Если бы не было Кришны, не было бы нашего понятия о Боге». 12 марта 1910 г. Д.П. Маковицкий записал беседу Л.Толстого с дочерью Александрой: «Только такие великие умы, как древние индусские мудрецы, могли додуматься до этого великого понятия (любовного служения Богу)... Наши христианские понятия духовной жизни происходят от древних, от еврейских, а еврейские — от ассирийских, а ассирийские — от индийских, * Прим.: Такое утверждение Льва Толстого может показаться весьма неожидан¬ным для тех, кто думает: «Кришна? Это же не для русских... У нас ведь русский Бог!» Следуя такой логике, кто-то мог бы подумать, что Иисус — тоже не для русских, ведь он появился в Палестине, а не в Вологодской губернии и не в Москве! и все идут ходом обратно: чем новее, тем ниже, чем древнее, тем выше». Толстой, будучи в молодости страстным, увлекающимся и гордым человеком, благодаря неустанному труду духовного совершенствования полностью преобразился. Писатель П.А.Сергиенко, много лет знавший Толстого, посетив его в очередной раз в 1906 г., заметил, что «какая-то перемена произошла во Льве Николаевиче... Я обратил внимание, что за все время Лев Николаевич ни разу не повысил голоса, не сказал ни одного колючего или раскаленного слова. Он был тих и ласков, видимо ощущая постоянную потребность доброты и благосклонности ко всем окружающим. В нем даже наружно как бы совершенно исчезло все то острое, шероховатое и щетинистое, что некогда так выпячивалось в его активной природе». А В.Ф.Булгаков вспоминал: «Сам-то он расценивал себя невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними — не только большой писатель, мыслитель, но и высокий и чистый духом человек. Бывали минуты, когда все лицо Толстого светилось, когда чувствовалось, что все существо его проникнуто любовью к миру и людям». В письме Ю.Ф.Самарину в 1867 г. Толстой признался: «Я все-таки больше всего люблю истину, и не отчаялся найти ее, и ищу и ищу ее». 3 декабря 1908 г. Толстой сделал в дневнике такую запись: «Если бы приучиться всю, всю энергию класть на служение Богу, на приближение к Нему...» А 6 ноября 1910 г., за день до смерти, Толстой позвал своего сына и сказал ему тихим голосом: «Серёжа! Я люблю истину... очень люблю истину...» Это были его последние слова. Лев Николаевич Толстой об убийстве животных На рубеже XIX-XX веков возвышается фигура русского писателя Льва Николаевича Толстого, этический вклад которого в человеческую культуру был столь велик, что затмил даже грандиозность его писательского таланта. Прежде чем причислить себя к категории нравственных людей, каждый человек, считал он, должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ, то есть перестать есть мясо. Его статья «Первая ступень» (1892 г.) посвящена этому вопросу: первой ступенью духовного совершенствования человека должен стать отказ от участия в насилии над беспомощными существами, а началом работы над собой в этом направлении — переход на вегетарианское питание. Глубоко и целенаправленно рассматривает Толстой вопрос самосовершенствования человека, и, ссылаясь на древних философов и моралистов, на христианские и древневедические религиозные представления о нравственности, указывает, что «движение к добродетели» не может совершаться, если человек не пройдет путь добродетели с самого начала. Началом этого движения в любых истинных религиях признается воздержание. Толстой писал: «Люди, отставшие от язычества и не приставшие к христианству в его истинном значении, стали проповедовать любовь к Богу и людям без самоотречения и справедливость без воздержания... Проповедь эта поощряет животную природу человека под видом введения его в высшие нравственные сферы, освобождая его от самых элементарных требований нравственности...» Одна из главных забот, которая занимает обеспеченный класс, считает Толстой, — это вкусная и обильная еда. Если для создания роскоши обеспеченных классов постоянно требуется тяжелый труд многих людей, то для «вкусного и обильного питания» таких невоздержанных «цивилизованных» двуногих нужно непрерывное умерщвление животных на бойне. Толстой описывает сцену убоя, которую он видел впервые: «Я ехал на передней телеге с извозчиком... Въезжая в одну деревню, мы увидали, что из крайнего двора тащили откормленную, розовую свинью. Она визжала отчаянным голосом, похожим на человеческий крик. В то время, как мы проезжали мимо, свинью стали резать. Она завизжала еще громче и пронзительнее, вырвалась и побежала прочь, обливаясь кровью... Свинью поймали, повалили и стали дорезывать. Когда визг ее затих, извозчик вздохнул. «Ужель за это отвечать не будут?» — проговорил он. Так сильно в людях отвращение ко всякому убийству...» На следующий день Толстой отправился в Тулу на скотобойню, чтобы лучше понять, как проходит этот процесс. Впечатление от ужасного зрелища бойни коренным образом изменило его жизнь. Свою статью «Первая ступень» он заканчивает так: «...Если он серьезно и искренне ищет доброй жизни, — первое от чего воздержится человек, будет животная пища. Не говоря о возбуждении страстей, употребление ее безнравственно, требующее противного нравственности поступка — убийства, и вызывается только жадностью, желанием лакомства». Толстого удивило, что простые люди, воспринимают эти действия как убийство, как грех, за который человек должен ответить перед Богом. Показателен разговор с мясниками, которые сначала «боялись резать скот, хотя со временем привыкли». Считая это занятие неизбежным, мясники признались, что им жалко скотину: «Особенно, ежели смирная, ... идет, сердешная, верит тебе...» Граф Л.Н.Толстой писал, что, убивая животных ради пропитания, «человек подавляет в себе духовные чувства — сострадание и жалость к подобным ему, — и, переступая через себя, ожесточает свое сердце». Он также предупреждал: «Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?» В ряде своих работ Лев Толстой развивает мысль о том, что нравственный смысл вегетарианства заключается в недопустимости любого насилия. Он говорит о том, что в человеческом обществе насилие будет царить до тех пор, пока не прекратится насилие над животными. Вегетарианство поэтому — один из основных способов положить конец злу, творящемуся в мире. К тому же жестокость по отношению к животным — это признак низкого уровня сознания и культуры, неумение по-настоящему чувствовать и сопереживать всему живому. В течение последних 25 лет свой жизни Толстой активно пропагандировал идеи вегетарианства в России. Он способствовал развитию журнала «Вегетарианство», в котором писал свои статьи, поддерживал публикации различных материалов в прессе, приветствовал открытие вегетарианских трактиров, гостиниц, являлся почетным членом многочисленных вегетарианских обществ. «Мое питание состоит главным образом из горячей овсяной каши, два раза в день с пшеничным хлебом. На обед щи или картофельный суп, гречневая каша, картофель вареный или жареный на подсолнечном или горчичном масле, и компот из чернослива и яблок. Обед, который я съедаю вместе с семьей, может быть заменен, как я это пробовал делать, одной овсяной кашей, которая составляет мою основную пищу. Здоровье мое не только не пострадало, но значительно улучшилось...», — писал Лев Толстой. Вот что писала о нем его дочь Татьяна Львовна: «Папа был замечательно силен и ловок». А вот как восхищался Толстым Стефан Цвейг: «Без разбега он с легкостью гимнаста перепрыгивает самый высокий барьер, плавает, как рыба, ездит верхом, как казак, косит, как крестьянин». Цвейг описывает, как Толстой, «пышущий здоровьем старец, опускает раскрасневшееся тело в ледяную воду, работает в саду и носится за мячами, играя в теннис». В 67 лет он учится ездить на велосипеде, а в 70 он «носится на коньках по зеркальному льду», в 80 ежедневно тренируется гимнастическими упражнениями, а в 82, «на вершок от смерти», он ездит на лошади «по двадцать верст диким галопом». Великий русский писатель пришел к идее вегетарианства в пятидесятилетнем возрасте. Этот период его жизни ознаменовался мучительным поиском философского и духовного смысла человеческой жизни. По мнению Толстого, вегетарианство — только одна из составляющих человеческой этики и нравственности. Нравственное и духовное совершенствование возможно при условии отказа от огромного количества различных прихотей, которым человек подчиняет свою жизнь. К таким прихотям Толстой относит, прежде всего, праздность и обжорство. В его дневнике появилась запись о намерении написать книгу «Жраньё». В ней он хотел выразить мысль о том, что неумеренность во всем, в том числе в еде, означает отсутствие бережного отношения к тому, что нас окружает. Следствием этого является чувство агрессии к природе, себе подобным — всему живому. Если бы люди не были так агрессивны, считает Толстой, и не уничтожали то, что дает им жизнь, в мире воцарилась бы гармония. Замечателен факт, что не только Лев Толстой, но и другие известные писатели, ученые, философы — те, кому по роду занятий было свойственно задумываться над вопросами развития человеческой личности, заниматься поиском решений духовных и нравственных проблем человека, — в конечном итоге приходили к вегетарианству. Через осознание моральных и этических норм они выходили на более высокий уровень сознания, и многое изменяли в своей жизни. Так, по отзывам современников, великих вегетарианцев отличала от других людей острота мысли, более глубокое проникновение в суть вещей и огромное чувство сострадания к чужой боли. Из последнего сборника Л.Толстого «Путь жизни»: «Десять лет кормила корова тебя и твоих детей, одевала и грела тебя овца своей шерстью. Какая же ей награда за это? Перерезать горло и съесть... Когда у Плутарха, греческого писателя, описавшего жизнь Пифагора, спрашивали, почему и зачем Пифагор не ел мяса, Плутарх отвечал, что его не то удивляет, что Пифагор не ел мяса, а удивляет то, что люди, которые могли бы сытно питаться зерновыми, овощами и плодами, ловят живые существа, режут их и едят». «Убийство и поедание животных происходит от заблуждения, что животные предназначены Богом для людей и нет ничего дурного в их убийстве. Но это неправда. В каких бы книгах ни было написано, что не грех убивать животных, в сердцах всех нас написано яснее, что животное надо жалеть так же, как и человека, и мы все знаем это, если не заглушаем в себе совести...» «Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах освободиться от него»*. «Сострадание к животным так естественно нам, что мы только привычкой или внушением можем быть доведены до безжалостности к страданию и смерти животных. Та радость, которую дает человеку чувство жалости и сострадания к животным, окупают ему во много раз те удовольствия, которых он лишается отказом от охоты и употребления мяса». «Если вы видите детей, мучающих для своей забавы котенка или птичку, вы останавливаете и учите их жалости к живым существам. Затем идете на охоту, стрельбу голубей и садитесь за обед, для которого убито несколько живых существ, то есть делаете то же самое, от чего вы удерживаете детей. Неужели это кричащее противоречие не сделается явным и не остановит людей?» В предисловии к рассказу «Убийцы» Толстой, отстаивая принцип ненасилия, восклицает: «Не могу молчать, и не могу и не могу! Никто не слушает того, что я кричу, о чем умоляю людей, но я все-таки не перестаю и не перестану обличать, кричать, умолять все об одном и том же до последней минуты моей жизни, которой так немного осталось». * Прим.: Представьте, какие огромные денежные доходы приносит мясо владельцам скотобоен и мясных компаний! Неудивительно, что они готовы нанимать любых учёных и исследователей, чтобы доказывать людям «пользу» мясоедения. Своей повсеместно назойливой рекламой они просто одурачивают людей, наживаясь на их невежестве. В 1908 г. Лев Толстой отвечал одному иностранному журналисту: «Прекратил питание мясом около 25 лет тому назад, не чувствовал никакого ослабления при прекращении мясного питания и никогда не чувствовал ни малейшего лишения, ни желания есть мясное. Чувствую себя сравнительно с людьми (средним человеком) моего возраста более сильным и здоровым... Думаю же, что неупотребление мяса полезно для здоровья или, скорее, употребление мяса вредно, потому что такое питание безнравственно; все же, что безнравственно, всегда вредно как для души, так и для тела». Всем своим знакомым Толстой настоятельно рекомендовал придти к вегетарианству. Даже тем, кто находился в трудных условиях! Вот, например, что писал Л.Толстой в 1895 г. одному политзаключенному, Н. Изюмченко: «Очень советую вам для вашего здоровья в заключение, без движения, не есть мясного. Я знал одного декабриста (Г.С.Батенкова, который провел в одиночной камере Алексеевского равелина 20 лет) — он во время заключения отказался от мяса и вышел 70-ти лет поразительно свежим и здоровым. Главное же, советую, если это не трудно в вашем положении, сделать это, потому что нравственно это должно». Один раз, когда к Толстому в Ясную Поляну должна была приехать его сестра, которая любила есть мясо, его дочери были в смущении — что же делать? «Что ж, теперь нужно готовить «труп» для тети?» (Так они называли мясо). Лев Николаевич сказал готовить их обычный вегетарианский обед, а сам распорядился положить на столе, там, где будет сидеть его сестра, огромный кухонный нож и к ее стулу привязать живую курицу. Когда приехала сестра, она вошла в гостиную и увидела курицу, привязанную к стулу. Курица в страхе билась и тянула стул за собой. Лев Николаевич сказал сестре: «Видишь? Зная, что ты любишь есть живые существа, мы тебе приготовили курицу. Никто из нас не может убить ее, и поэтому мы положили для тебя этот инструмент. Сделай это сама». Жизнь курицы была сохранена. В библиотеке писателя в Ясной Поляне хранилось более 25 изданий о вегетарианстве. Среди них были такие книги, как «О трупоедении. Мясное питание с научной и этико-религиозной точки зрения» (Потехина), «Я никого не ем» (Зеленковой, с вегетарианскими рецептами), «Этика пищи, или нравственные основы безубойного питания для человека» (Уильямса) и «Немые страдальцы» (Лисовского). Дочь Толстого вспоминала: «Бывший ученик Льва Николаевича, яснополянский мальчик Коля Орехов, не ест мяса.... (После того, как он уехал в Тулу, там) над ним все смеются, называют его «Толстой». Другой ученик Льва Николаевича, Паша Резунов, ...умолял своих родных не резать ягненка». В своей сказке «Волк» (1908 г.) Толстой объясняет детям необходимость вегетарианства: «Был один мальчик. И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков. И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидал, что он идет по лесу за грибами, и вдруг из кустов выскочил волк и бросился на него. Мальчик испугался и закричал: «Ай, ай! Он меня съест!» Волк говорит: «Постой, я тебя не съем, а я с тобой поговорю». И стал волк говорить человеческим голосом. И говорит волк: «Ты боишься, что я тебя съем. А сам что же делаешь? Ты любишь цыплят?» — «Люблю». — «А зачем же ты их ешь? Ведь они, эти цыплята, такие же живые, как и ты. Каждое утро — пойди, посмотри, как их ловят, как повар несет их на кухню, как перерезают им горло, как их матка кудахчет о том, что цыплят у нее берут. Видел ты это?» — говорит волк. Мальчик отвечает: «Я не видел». — «А не видел, так ты посмотри. А вот теперь я тебя съем. Ты такой же цыпленочек — я тебя и съем». И волк бросился на мальчика, и мальчик испугался и закричал: «Ай, ай, ай!» Закричал и проснулся. И с тех пор мальчик перестал есть мясо — не стал есть ни говядины, ни телятины, ни баранины, ни кур...» «Неразумие, незаконность и вред (нравственный и вещественный) питания мясом в последнее время до такой степени выяснился, что мясоедение держится теперь уже не рассуждениями, а только внушением давности, преданием, обычаем. И потому в наше время уж не нужно доказывать всем очевидное неразумие мясоедения. Оно само собой прекращается». «Извинительно было бы не оставлять мясоедения, если бы оно было необходимо и оправдывалось какими-то ни было соображениями. Но этого нет. Это просто дурное дело, не имеющее в наше время никакого оправдания. Большая разница между человеком, не имеющим другой пищи, кроме мяса, или таким, который ничего не слыхал о грехе мясоедения и наивно верит, будто в Библии разрешается поедание животных, и всяким грамотным человеком нашего времени, живущим в стране, где есть зерновые, овощи, молоко, который знает все высказанное учителями человечества против мясоедения. Такой человек совершает великий грех, продолжая делать то, что уже не может не признавать дурным.... «Не убий» относится не к одному убийству человека, но и к убийству всего живого. И заповедь эта была записана в сердце человека, прежде чем она была услышана на Синае». http://www.vita.org.ru/video.htm#entertainment – Центр защиты прав животных. На этом сайте вы найдете: 1. Китайские зверофермы. Предостережение: это самая шокирующая видеосъёмка о методах убоя животных на зверофермах 2. Убийство коров на скотобойне в Штате Айова. Фильм о методах убийства коров: их загоняют в специальную машину, напоминающую гигантскую мясорубку, затем добивают... Предостережение: шокирующие кадры! 3. "Earthlings" / "Земляне" Документальный фильм, разоблачающий паразитирование человечества на животных в разных сферах жизни – питании, изготовлении одежды, развлечениях, экспериментах. Комментарии Хоакина Феникса. Продолжительность - 95 минут Предостережение: шокирующие кадры! Детям до 18 лет и людям с неустойчивой психикой смотреть не рекомендуется. ОТКУДА В МИРЕ ЗЛОБА И НАСИЛИЕ? ВМЕСТЕ С МЯСОМ В ОРГАНИЗМ ЛЮДЕЙ ПОПАДАЕТ ГОРМОН СТРАХА И АГРЕССИИ, КОТОРЫЙ ЖИВОТНЫЕ ВЫДЕЛЯЮТ ПЕРЕД СМЕРТЬЮ.
|