Зайди в неизведанное Воскресенье, 29.12.2024, 18:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Биографии [0]
О жизни учителей
Поучающие статьи [57]
Со смекалкой про все
Притчи [2]
Интересные и красивые повествования
Статьи о книгах [8]
Делимся впечатлением в своих статьях

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 207

Начало » Статьи » Статьи и притчи » Поучающие статьи

ВЕГЕТАРИАНСТВО: НА ПУТИ К ВЫСШЕЙ ЦЕЛИ
Какие причины побуждают людей становиться вегетарианцами? В чем смысл этого, на первый взгляд, «ненормального», образа питания? Существуют несколько основных причин: духовно-религиозные (основанные на каком-либо духовном учении), этические (протест против любых способов умерщвления животных), медицинско-гигиенические (польза для физического здоровья), эстетические (связанные с неприятностью ощущений, испытываемых при восприятии убоя животных и последующей мясопереработкой), экологические (протест против уничтожения лесов ради пастбищ, загрязения окружающей среды отходами животноводства и проч.) и экономические причины (затратная нецелесообразность мясоедения).
Слово «вегетарианец», введенное в обиход в 1842 году основателями «Британского вегетарианского общества», происходит от латинского вегетус, что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый», как в словосочетании хомо вегетус, которое указывает на духовно и физически Развитую личность. В английском городе Манчестере, в 1847 г. появилось первое и самое знаменитое «Вегетарианское общество». Чуть позе подобные общества были организованы в других городах Европы и Америки. В России вегетарианство стало достаточно заметным движением во второй половине 19 в., главным образом среди религиозных людей, а также среди некоторых групп интеллигенции. Вегетарианские общества существовали некоторое время и после 1917 года, но были закрыты в период репрессий 1930-х гг. Вегетарианство вновь приобрело достаточную популярность в России только к концу 1980-х годов. В декабре 1989 при Экологическом фонде СССР (теперь России) было основано «Вегетарианское общество», которое существует и по сей день. В США ныне действуют «Американский Вегетарианский Союз» и «Американское вегетарианское общество». Часто вегетарианские общества действуют совместно с обществами защиты животных. Во многих западных странах (а сейчас и в центральных городах России) есть специальные магазины, кафе и рестораны для вегетарианцев.
Статистика сообщает, что более 12% населения мира — вегетарианцы. В Индии вегетарианцев — около 80% всего населения, в Великобритании — около 10% населения (молодежь от 11 до 18 лет — 12%; не чаще раза в месяц едят мясо примерно 16% англичан; в этой стране каждую неделю вегетарианцами становятся около 5 тыс. человек.), в США — около 7% населения. В XXI веке число вегетарианцев значительно возрастет.
Изначально слово «вегетарианский» означало гармоничный, с философской и нравственной точки зрения, образ жизни, а не просто какую-то диету. Большинство вегетарианцев — это люди, которые поняли, что сначала нужно избавиться от склонности к насилию в своем сердце и только потом помышлять о создании миролюбивого общества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие тысячи людей, представителей всех слоев общества, в своих поисках истины становились вегетарианцами.
Вегетарианцы утверждают, что строение всего пищеварительного тракта человека (строение зубов, кишечника, наличие аппендикса, участвующего в усвоении клетчатки и пр.) свидетельствуют о том, что мясо не является его естественной пищей и что общий предок людей был вегетарианцем. Мясо засоряет клетки ядовитыми шлаками, сокращает жизнь человека и делает его агрессивным.
Что касается вопроса «А как же мы будем жить без мяса?», то существует множество продуктов, которые могут легко заменить мясо без всякого ущерба для здоровья — фрукты, овощи, молоко, сыр, кисломолочные, зерновые, бобовые, орехи и проч. Даже в условиях холодного севера человек может замечательно жить по вегетарианской сбалансированной системе питания. Существуют сотни и тысячи примеров таких здоровых и жизнеспособных (более того — жизнерадостных!) людей. Кроме того, здоровая вегетарианская пища ничуть не уступает мясной по своим вкусовым качествам, а наоборот — во многом превосходит ее. Например, индийская кухня, с ее разнообразием вкуснейших блюд, — превосходное доказательство этого. Русская кухня тоже имеет много рецептов замечательных вегетарианских блюд, которые можно готовить из продуктов, доступных в нашей стране.
Почему мясо стало символом нашего благополучия и процветания? Считается, что его потребление «повышает уровень жизни» людей. Но факты говорят об обратном — мясоедение наносит колоссальный вред телесному и психическому здоровью человека и разрушительно сказывается на всем обществе в целом. Это процесс медленный, но верный. В погоне за наживой мясные дельцы проводят одну рекламную кампанию за другой, чтобы любой ценой повысить в обществе спрос на мясные продукты. В конце концов, люди начинают верить, что без мяса невозможно прожить и дня. Несмотря на то, что воротилы большого бизнеса продолжают безжалостно насаждать догмы о необходимости мяса (подкупая для этого известных ученых), в мире появляются тысячи вегетарианцев. Вегетарианство — это очень важный шаг на пути к совершенному обществу. Те, кто задумается над его преимуществами, окажутся единомышленниками таких великих вегетарианцев, как Пифагор, Диоген, Сократ, Платон, Овидий, Зороастр, Плотин, Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст (и многие другие отцы христианства), Плутарх, Сенека (и стоики), Сиддхарта Гаутама Будда, царь Ашока, Леонардо да Винчи, Монтень, Акбар, Джон Мильтон, Гассенди, Исаак Ньютон, Эммануэль Сведенборг, Вольтер, Бенджамин Франклин, Жан-Жак Руссо, Вольтер, Ламартин, Монтень, Джон Мильтон, Исаак Ньютон, Перси Биши Шелли, Александр Поуп, Шиллер, Байрон, Вагнер, Б.Франклин, Бэкон, Адам Смит, Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо, Лев Толстой, Репин, Бекетов, Струве, Джордж Бернард Шоу, Анни Безант, Рабиндранат Тагор, Махатма Ганди, Альберт Швейцер и Эйнштейн.
Давайте же рассмотрим некоторые из преимуществ вегетарианства с разных точек зрения.

Питание и здоровье

Можно ли, став вегетарианцем, укрепить или поправить свое здоровье? Можно ли таким образом предотвратить определенные заболевания?
Сторонники вегетарианства уже много лет говорят: «Да, можно», хотя до недавнего времени официальная наука скептически относилась к их утверждениям. Однако за последние годы ученые-медики обнаружили, что существует непосредственная связь между употреблением в пищу мяса и такими опасными болезнями, как рак и сердечно-сосудистые заболевания, и это заставило их изменить свои взгляды на вегетарианство. Знаете ли Вы, что мясо и животные жиры — одни из самых вредных продуктов питания, так как мясо содержит токсические вещества, отравляющие организм? В нём много гормонов, антибиотиков, пестицидов и других веществ, которые применяются при выращивании животных. Знаете ли Вы, что вегетарианцы, по сравнению в невегетарианцами, в 2-5 раз реже страдают сахарным диабетом, инфарктом миокарда, гипертонической болезнью, обменными нарушениями? Риск возникновения раковых заболеваний снижается на 50%. Учеными мира давно признано, что вегетарианство полезно, а ведущие специалисты Российского института питания больше не отрицают его пользу. Вот почему в мире насчитывается около 1 миллиарда сторонников вегетарианского питания.
Если организм получает больше холестерина, чем требуется (как правило, именно это и происходит при употреблении в пищу мяса), то его избыток со временем становится причиной многих заболеваний. Холестерин откладывается на стенках кровеносных сосудов, уменьшая приток крови к сердцу, что может стать причиной повышенного кровяного давления, сердечной недостаточности и инсультов. С другой стороны, ученые Миланского университета и клиники Меггиор доказали, что белок растительного происхождения нормализует уровень холестерина в крови. В своей статье, опубликованной в английском медицинском журнале «Ланцет», Д-р К.Р. Сиртори сообщает, что люди, имеющие высокое содержание холестерина в крови и страдающие сердечными заболеваниями, «могут поправить свое здоровье, перейдя на вегетарианскую диету, которая содержит только растительный белок».
Что касается раковых заболеваний, то исследования последних двадцати лет со всей определенностью указывают на существование зависимости между употреблением в пищу мяса и раком толстой и прямой кишки, молочных желез и матки. Рак этих органов крайне редко встречается у тех, кто употребляет мясо в небольших количествах или же не ест его совсем, но широко распространен среди тех, кто питается мясом. Знаменитый шведский ученый Карл Линней утверждал: «Сравнительный анализ внешнего и внутреннего строения тела человека и животных доказывает, что естественной пищей для людей являются фрукты и сочные овощи». Известный французский философ Гассенди, изучавший также анатомию, сделал подобный же вывод: «Само устройство человеческой природы указывает на то, что зубы наши предназначались к пережевыванию не мяса, а плодов».
Высоким содержанием белка отличаются молочные продукты, зерновые, бобовые и орехи. Например: сыр, арахис и чечевица содержат в процентном отношении больше белка, чем сосиски или бифштекс. Исследования, проведенные в Каролинском институте (Швеция) и в институте Макса Планка (Германия), показали, что большинство овощей, фруктов, семян, орехов и зерновых являются источниками полноценных белков, которые к тому же легче усваиваются организмом, чем белки животного происхождения, и, в отличие от животных белков, не содержат токсичных примесей. Употребление в пищу в достаточном количестве натуральных продуктов полностью исключает возможность недостатка белка в организме. Не следует забывать, что растительный мир, в конечном счете, является источником всех видов белка. Вегетарианцы получают белок непосредственно из этого источника, а не «через вторые руки», как те, кто питается мясом травоядных животных.
Английский поэт Шелли, убежденный вегетарианец, говорил: «Близорукие жертвы болезней предпочтут облегчать свои страдания лекарствами, чем предупреждать их здоровой пищей.... Не было случая, чтобы вегетарианская диета причинила бы малейший вред человеку; напротив, она всегда сопровождалась неоспоримыми выгодами».
Трайон: «Люди нашего времени сильно ошибаются, предполагая, что мясо дает не только большее, но и лучшее питание, нежели травы, злаки и прочее. Дело в том, что мясо больше возбуждает; но это возбуждение не так прочно и не так хорошо, как доставляемое другой пищей, ибо в мясе содержится больше веществ, подверженных скорой порче и гниению».
Известный врач и ученый конца XIX — начала XX вв. Витольд Каминский писал: «Мясная пища, изготовленная из мертвой, быстро разлагающейся ткани, содержит в изобилии разные гнилостные трупные яды и другие белковые соединения, загрязняющие наш организм. Плохо проваренное (проваренное, прокопченное) мясо содержит личинки разных животных паразитов (трихины, глисты). Несмотря на это, мне ответят, что крепкий бульон, которым угощают больного, весьма питателен. Хотел бы я знать, в чем состоит его питательность? По авторитетному свидетельству профессора Вирхова, а также и других крупных ученых, мясной бульон не принадлежит к разряду питательных веществ, а служит лишь возбудителем, вернее, раздражителем нервной системы, сходным по действию с чаем, кофе, вином, водкой и табаком. Все они не питают организм, а служат физиологическим для него бичом, то есть действуют наподобие кнута на изнемогающую лошадь». В 1906 году Каминский писал: «Самое большое количество раковых заболеваний перепадает на мясоедную Англию, тогда как у вегетарианских народов, например, в Индии, рак является редкостью». Шелтон поясняет этот момент: «Хотя рак — болезнь мясоедов, мы иногда слышим о смерти от рака и вегетарианца. Но почти во всех таких случаях вегетарианец стал таковым слишком поздно».
Плутарх: «Мясоедение противно не только нашей физической природе, но и в других отношениях. Ум и мыслительная способность тупеют от пресыщения и тучности; мясная пища и вино ослабляют ум».
Бекетов А.Н.: «Итак, повторяем: будущность за вегетарианцами, а науке предстоит великая обязанность — выработать формулу растительной пищи, вполне соответственную основным выводам физиологии».
Джордж Бернард Шоу: «Вы — то, что вы едите».

Экономика

Мясо — это пища, которую потребляет меньшинство за счет большинства. Для того чтобы получить мясо, зерно, которое можно использовать для питания людей, скармливают скоту. К примеру, по данным министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов, более 90% всего зерна, производимого Америкой, уходит на откорм домашнего скота и птицы: коров, свиней, овец и кур, которые в конце концов оказываются на обеденном столе. [Frances Moore, Diet for a Small Planet, (New York Ballantine Books, 1975), p. 12.]
Использование зерна для получения мяса является безумным расточительством. Статистика, опубликованная министерством сельского хозяйства США, свидетельствует о том, что для получения одного килограмма мяса нужно скормить скоту 16 килограммов зерна. [Там же, р. 10.]
В своей книге «Диета для маленькой планеты» Франс Мур Лаппе предлагает нам представить, что мы сидим перед тарелкой с большим бифштексом: «А теперь представьте, что в той же комнате сидит 45-50 человек, и перед каждым из них — пустая тарелка. Зерна, потраченного на один ваш бифштекс, вполне хватило бы, чтобы наполнить тарелки всех пятидесяти человек кашей». [Там же, р. 235.]
В богатых странах скот откармливают не только своим зерном, но и богатыми белком продуктами, которые закупаются у бедных стран. Георг Боргстрём, специалист по географии распределения пищевых продуктов, отмечает, что треть урожая африканского арахиса (по содержанию белка арахис ничем не уступает мясу) используется странами Западной Европы для откорма скота и птицы. [Георг Боргстрём, цит. по книге Frances Moore, Diet for a Small Planet, p. 25.]
Английский поэт Шелли объяснял: «Количество питательных веществ в виде растительных продуктов, сконцентрированное в откормленной туше быка, будучи собрано непосредственно с лона земли, могло бы дать вдесятеро больше продуктов питания, чем дает эта туша, и притом продуктов неиспорченных и не способствующих возникновению различных болезней».
Русский ученый А.Н. Бекетов писал «Род людской всеми силами стремится к превращению поверхности своей земли в пахотные поля и сады. Задержкой в этом стремлении служат именно мясоедные народы, которые и являются причиной борьбы в среде человечества, столь цинично выражаемой войнами и всякими взаимными притеснениями».

Этика

По мнению многих вегетарианцев, самым важным аргументом в пользу вегетарианства являются этические соображения. Те, кто становится вегетарианцем из этических соображений, основываются на убеждении, что другие создания также имеют чувства и испытывают эмоции, сходные с эмоциями человека. Такое убеждение заставляет человека быть более осмотрительным в своих действиях и стараться не причинять страдания другим живым существам. (Это относится не только к поеданию мяса, но и охоте, лабораторных опытах на животных, ношению одежды из меха и кожи и т.д.) Известно ли вам, что среднестатистический житель Канады, Австралии или Соединенных Штатов потребляет более 200 фунтов мяса в год, а средний европеец — лишь немногим меньше? За 70 лет своей жизни человек по существу съедает 12 коров, 3 ягнят, 3 баранов, 4 индеек, 23 поросенка, 1110 кур и около 400 кг рыбы. Но какими числами измерить боль и ужас, которые пришлось пережить всем этим животным, чтобы человек насладился их мясом?
В наши дни люди успокаивают себя мыслью о том, что животных теперь убивают «гуманными» способами, оставаясь глухими к любым аргументам, доказывающим аморальность употребления в пищу мяса. К сожалению, эти представления не имеют ничего общего с правдой жизни и смерти. Убойные животные, которые всю свою жизнь проводят в неволе, обречены на жалкое, мучительное существование. Они появляются на свет в результате искусственного осеменения, подвергаются жестокой кастрации и стимуляции гормонами, их откармливают неестественной пищей и, наконец в ужасных условиях везут туда, где их ожидает смерть. Тесные загоны, электрические стрекала и неописуемый ужас, в котором они постоянно пребывают, — все это по-прежнему является неотъемлемой частью «новейших» способов разведения, перевозки и убоя животных.
Многие не колеблясь отказались бы от мясной пищи, если бы им довелось побывать на бойне или пришлось самим убивать животных, мясо которых они едят. Поэтому было бы очень полезно сделать посещение скотобоен обязательным для всех, кто питается мясом.
Мы удивляемся такому явлению, как канибализм. Но придет время, и наши внуки будут удивляться тому, что их деды убивали каждый день МИЛЛИОНЫ животных для того, чтобы поедать их, хотя можно было вкусно, без убийства, питаться плодами земными.
Знаете ли Вы, что за то время, которое Вам потребуется, чтобы прочитать эту страницу, только в США будет убито 10 000 кур? А в одной Великобритании ежегодно на мясо забивается 500 000 000 животных. Вы когда-нибудь задумывались, как их убивают и как до этого содержат? Конечно, тема убийства не из приятных, но если нам больно даже думать об этом, то представьте, какую боль испытывают животные!
Знаменитый философ древности Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас ест: яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и меде, пахнущем чабрецом. Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них — ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой».
В трактате, озаглавленном «О поедании плоти», римский историк Плутарх пишет «Стоит ли спрашивать, почему Пифагор отказался от мяса? Лично меня больше интересует, в каком состоянии ума находился человек, который впервые решился осквернить свои уста окровавленной плотью и отведавший мертвечины; какие обстоятельства вынудили его уставить свои столы блюдами из разложившихся туш и назвать пищей то, что еще недавно мычало и блеяло, двигалось и дышало... Почему-то мы не едим львов и волков, которые представляют угрозу нашей жизни, а вместо этого убиваем безобидные, покорные существа, которые не могут причинить нам никакого вреда, ибо не имеют ни когтей, ни клыков. Ради куска мяса мы лишаем их солнца, света и жизни, на которую они имеют такое же право, как и мы». Затем Плутарх бросает вызов всем, кто питается мясом: «Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу, тогда сами убейте то существо, чье мясо хотите съесть. Убейте его своими собственными руками или зубами, не прибегая к помощи ножа, дубины или топора».
Утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. 2 600 лет назад Пифагор говорил: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожать и себе подобных. Кто возмущается убийством других созданий как делом несправедливым и неестественным, тот сочтет еще более беззаконным убивать человека или начинать войну».
Мы страшимся вражеских орудий, бомб и ракет, но спокойно закрываем глаза на боль и ужас, которые испытывают ежегодно убиваемые для нашего пропитания 1,5 миллиарда коров, овец и свиней и 22,5 миллиарда птиц. Количество рыбы, вылавливаемой каждый год, исчисляется триллионами, не говоря уже о десятках миллионов животных, замученыx в «лагерях пыток» — медицинских и научных лабораториях, — и о животных, которых убивают ради меха, кожи или просто ради развлечения на охоте. У кого повернется язык отрицать, что подобные зверства ожесточают наши сердца?
Овидий писал: «Люди! Убить человека не трудно тому, кто, внимая жалким предсмертным блеяниям, режет телят неповинных; кто убивает ягненка, чьи слабые вопли подобны плачу дитяти; кто птицу небесную бьет для забавы или нарочно, своею рукою вскормив, пожирает!» «Бросьте силки и капканы! Не трогайте пташек небесных. Пусть, беззаботно порхая, поют нам о счастье и воле. Хитросплетенные сети, крючки с смертоносной наживой — бросьте! Доверчивых рыб не ловите обманом коварным. Уст человеческих кровью созданий живых не скверните...»
Великий гений, итальянский живописец Леонардо да Винчи сказал: «Поистине, человек — царь зверей, ибо своей жестокостью он намного превосходит их. Мы живем ценой жизни других. Наши тела — ходячие кладбища!... С раннего возраста я отказался от употребления мяса, и, несомненно, придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как смотрят сейчас на убийцу человека».
Известный английский медик-вегетарианец Чайн (XVII век) утверждал, что мясо «никогда не предназначалось человеку в пищу», объясняя это так: «Нужно каменное сердце и огромная доза жестокости, чтобы глядеть на конвульсии, агонию и муки бедного животного, умирающего для удовольствия нашей роскоши и для возбуждения наших омертвелых органов. С точки зрения логики и справедливости, я не вижу большой разницы между поеданием человеческого мяса и поеданием мяса бессловесных животных».
Шопенгауэр объяснял: «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными». И далее: «Бесправие животных, заблуждение, будто наши действия по отношению к ним не имеют нравственного значения, заявления, будто перед животными у нас не существует никаких обязанностей, — проявления возмутительной грубости и варварства».
Английский поэт Перси Биши Шелли был убежденным вегетарианцем. В своем эссе «В защиту естественного питания» он писал: «Пусть сторонник мясоедения докажет свои убеждения делом. Пусть он, последовав совету Плутарха, растерзает своими зубами живого ягненка и, вгрызаясь в его внутренности, утолит жажду струящейся кровью... тогда, и только тогда, он будет последователен». И еще: «Всех, кто дорожит счастьем, я умоляю посвятить свое внимание изучению вегетарианства». Этот человек, целью жизни которого была борьба со страданием, видел необходимость отказа от убойной пищи как реальную основу благополучия и здоровья нравственного роста человека.
«Убивать не надо... нарушившим святой любви закон, кровь неповинных жертв отмстит за преступленье; заразой неизбежной, ядом тленья убийца кровожадный будет поражен; в сердцах немилосердных, кровью оскверненных, ее карающая, пагубная власть родит пороки все, разнуздывая страсть, и ненависть, и злобу в душах исступленных; зародыши болезней, горя, нищеты и смерти — вместе с нею — людям привиты!»
Замечательный английский поэт XVIII века Александр Поуп пишет такие, пронзающие сердце, слова:
«Ягнёнок, жадностью твоей на пытку обречен,
в мгновенье смертной муки
Глядит в глаза невинный, изумленный
И лижет ласково, тебе, убийце, руки!..»
Великий писатель и драматург Бернард Шоу в своем послании «Вегетарианскому обществу» по случаю его юбилея писал: «Совершенно ясно, что человек может насытиться как бифштексом, так и хлебом с сыром. Весь вопрос в том: низкую или высокую форму существования создает он себе, питаясь мясом? Я думаю, низкую». Джордж Бернард Шоу уличал людей в лицемерии: «Когда человек хочет убить тигра, это называется спортом, а когда тигр хочет убить человека, это называется жестокостью».
Генри Дэвид Торо: «У меня нет никаких сомнений в том, что человеческой расе, в её постепенной эволюции, суждено оставить поедание животных».
Д.Бентам: «Вопрос не в том, могут ли они думать. Или: могут ли они говорить? Но вопрос в том, могут ли они страдать».
Махатма Ганди считал, что этические принципы являются более веским основанием для того, чтобы стать вегетарианцем, чем забота о собственном здоровье. «Я убежден, — писал он, — что если мы стремимся к духовному совершенствованию, то должны прекратить убивать наших меньших братьев ради удовлетворения своих физических потребностей». Ему же принадлежит изречение: «О величии страны и ее нравственном состоянии можно судить по тому, как в ней относятся к животным». Этическое вегетарианство постепенно приобщает человека к самой бескорыстной, самой совершенной форме взаимоотношений с окружающим миром.
Великий гуманист нашей эпохи, доктор Альберт Швейцер писал: «Пока мы не включим животных в общий с нами круг благополучия, в мире не будет мира.... Ошибкой всех существующих этик было мнение о том, что они рассматривали отношение человека к человеку, когда в действительности речь идет о том, как относится человек ко всему, что его окружает». Ему принадлежит афоризм: «Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу...» В своем философском труде «Культура и этика», в главе «Благоговение перед жизнью», Швейцер развивает положения универсальной этики: «Он (человек) станет этичным только тогда, когда жизнь как таковая, жизнь животных и растений будет для него так же священна, как жизнь человека...» Не случайно Швейцер преклонялся перед Львом Толстым, который как никто другой глубоко чувствовал проблемы нравственности, весьма остро реагировал на социальные язвы и серьезно относился к страданиям животных, причиняемым человеком.

Религия

Писания всех основных религий запрещают человеку без необходимости убивать другие живые существа. Практически во всех религиозных системах отказ от мясоедения считается необходимой составляющей очищения, без которой невозможно интенсивное духовное восхождение. Иногда очищение такого рода считается уделом избранных, иногда — всех приверженцев данной религиозной системы.

Иудаизм и христианство

В Ветхом Завете говорится: «Не убий» (Исход, 20.13). Широко распространено ошибочное мнение об этой шестой заповеди, налагающей запрет на убийство якобы только человека. В оригинале на древнееврейском стоят слова ло тиртцах, точный перевод которых: «Не убий». Профессор Рубен Алкалай в «Полном древнееврейско-английском словаре» указывает, что слово тиртцах в классическом древнееврейском языке относится к убийству любого рода, а не только человека.
В иудаизме употребление мяса в пищу ограничено множеством условий и не является предписанным; вовсе не употребляли в пищу мяса ессеи — известные своим благочестием среди иудеев. Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, все же нет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. Согласно Книге Бытия (1.29), первоначально, в шестой день творения, человеку и всем животным Господь позволил лишь Растительную пищу: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Такое положение было признано Богом «хорошим весьма» (Быт.1, 31).
В Римской империи не только животные, но и люди — пленники и рабы - не вызывали у римлян сострадания. Христианство противопоставило этому идею ценности любого человека вообще. Но, к сожалению, дальше этого оно не пошло. Если, скажем, последователи Вед в Индии утверждали, что драгоценна любая жизнь, христиане выделили только человека, как обладающего бессмертной душой. Таким образом, идея иудаизма, в понимании христиан, противопоставила человека остальному миру живого и сделало его центром мироздания. Христианство осуждало бои гладиаторов, но в то же время не высказывало возражений против жестокого обращения с животными. Можно утверждать, что христианство — несмотря на все его духовные достоинства — увеличило пропасть между человеком и остальным миром, поскольку христианское понимание их взаимоотношений опиралось на утверждение Библии, что человеку дано право господствовать над всем. Слово «господствовать» зачастую понималось не в смысле опекать, покровительствовать, а в смысле властвовать, эксплуатировать. Животные на заре христианства не стали объектом милосердия, и прошло 16 веков, прежде чем в Европе раздались голоса в защиту всего живого, призывы к вселенской этике. Почему прошло так много времени, прежде чем начался этот процесс? Ведь совершенно очевидный гуманизм Закона Моисеева предусматривал соблюдение интересов животных, легализовал права животных и в определенной степени допускал распространение на животных нравственных законов. Например, в субботний день должны были отдыхать не только люди, но и домашние животные. «Добродетельный человек чтит жизнь животного» — вот одно из изречений священного писания, о котором, к сожалению, мало говорят. В Библии (Бытие 1:30) Господь Бог говорит: «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал я всю зелень травную в пищу». (Профессор Рубен Алкалай, глубокий знаток древнееврейского языка, утверждает, что слова нэфэш и чайах, употребленные в этом стихе, означают именно «душа живая».) Христиане, различая душу и дух, утверждают, что у животных есть душа, но нет духа, как у человека, и поэтому нет греха в убиении животных. Но в Ведах христианскому понятию «дух» соответствует понятие атма, и атма неизбежно присутствует во всех живых существах, просто у животных она покрыта невежеством больше, чем у человека. А «душе» (как чувственно-психическому аспекту человеческого существа) в Ведах соответствуют понятия индрия, манас и буддхи (чувства, ум и разум). В этой статье под «душой» понимается вечная атма.
Великий святой Франциск Ассизский воспринимал всю природу как отражение ее создателя, и потому называл своими братьями и сестрами не только живые существа, но и солнце, луну, ветер и воду. Вот почему для св. Франциска было совершенно естественно спасать своих «младших братьев» диких голубей, которых несли на базар, и устраивать им гнезда. Именно сила его любви и милосердия могла помочь ему укротить волка-людоеда и совершить другие чудеса. «Если бы я только мог предстать перед императором, — воскликнул как-то Франциск, — я бы умолял его ради любви к Богу и ко мне издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер — жаворонков». Св. Франциск страстно любил всю природу — и живую, и неподвижную. Преподобный Бонавентура из францисканского ордена так писал о св. Франциске: «Когда он размышлял об изначальном источнике всех существ, он преисполнялся еще большей благодати, называя живых существ — какими бы малыми они ни были — «братом» или «сестрой», ибо был уверен, что они имеют свое начало оттуда же, откуда и он сам».
В священных писаниях иудеев и христиан человеку не позволяется ради удовлетворения своих чувств убивать других живых существ. «Только плоти с душой ее, с кровью ее, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя» (Быт. 9.4,5). Это место впоследствии интерпретировали как указание к тому, что нужно просто выжимать мясо от крови и тогда его можно есть. Но дело в том, что очистить до последней капли крови плоть убитых животных практически невозможно.
«Ради того, чтобы поесть, не разрушай создания Божия» (Посл. к римлянам 14:20). Имеется в Новом Завете еще ряд мест, дополнительно освещающих эту тему. Так, апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает». (Римл. 14,21)
У древних историков Церкви, в частности, у Климента Александрийского, имеются свидетельства, что по крайней мере трое из апостолов — Петр, Матфей и Иаков — были вегетарианцами.
Из Евангелия от Матфея (5.7,8,9) мы знаем такие заповеди Иисуса: блаженны милостивые, ибо помилованы будут» («блаженни милостивии» яко тии помилованы будут»); «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»; «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
Если кто-то говорит, что для осознания Бога неважно, что принимать в пищу, тогда можно спросить: «А почему бы людям, согласно этому принципу, не кушать друг друга?» Сторонники всеядности нам сразу ответят: «Нет, нет, ну что вы... это же наши братья! Это наши ближние, мы должны их любить». А кто же тогда для нас животные? Разве не братья наши меньшие, пусть и менее разумные? Воистину верующий человек будет строго соблюдать заповедь «не убий» и по отношению к животным, а значит, будет убежденным вегетарианцем.
Многие отцы Церкви, христианские святые и монахи были вегетарианцами или поддерживали принцип вегетарианства, поскольку хорошо знали о пагубном влиянии убойной животной пищи на духовное развитие человека, приближение его к осознанию милосердного Бога. Здесь можно упомянуть Иеремию, Тертуллиана, Иоанна Златоуста, Венедикта, Климента Александрийского, Евсевия, Папия, Киприана и Пантения. Преподобный Иоанн Златоуст писал: «Мы, лидеры христиан, практикуем воздержание от животной плоти, чтобы усмирить члены своего тела. ...Неестественное питание мясом животных оскверняет» (Иоанн Златоуст «Проповедь», 69). Ему также принадлежат слова: «...Ограничьтесь растениями (вегетарианской пищей), если хотите питаться сытно и здорово». Климент Александрийский (2-3 в. н.э.), глава Александрийской богословской школы, еще за сто лет до Златоуста писал: «Но теми, кто... питает свои собственные болезни, движет самый ненасытный демон, которого я не постесняюсь назвать «демоном чрева», худшим из всех демонов... Гораздо лучше быть счастливым, чем делать свое тело кладбищем для: животных. Именно поэтому святой апостол Матфей принимал в пищу семена, орехи и овощи, воздерживаясь от животной плоти» (цитата из книги Климента Тита Флавия «Наставник», часть 2-я «До-никейские Отцы»). Более того, «Клементийские проповеди», написанные во 2 веке, coставлены на основе проповеди св. Петра и считаются одним из ранних христианских текстов. В проповеди 12 ясно говорится: «Неестественное питание плотью животных оскверняет так же, как и языческое поклонение, с их жертвоприношениями и нечистыми пиршествами. Поедающий мясо становится сотрапезником демонов». В «Деяниях апостолов» (24:5) говорится, что Павел был из общины назареев, которые следовали принципам ессеев, в том числе и вегетарианству. Профессор Эдгар Гудспид в своей книге «История раннего христианства» утверждает, что в апокрифическом писании «Деяния св. Фомы» указывалось, что св. Фома тоже воздерживался от мяса. К тому же, мы узнаем от почтенного отца Церкви, Эвсевия (264—349 н. э.), ссылающегося на Гегезиппа (ок. 160 г. н. э.), что Иаков также избегал употребления в пищу мяса животных.
В современном католичестве и православии вегетарианство принято среди монашества, в том числе иногда и среди высшего духовенства В разных направлениях протестантизма на этот счет существуют различные традиции. Например, Джон Уэсли, английский протестантский проповедник XVIII века, придерживался идеи вегетарианства, и в наше время ее придерживаются адвентисты седьмого дня, хотя в целом протестантские учения к вегетарианству не склоняются. В православии для мирян обычно установлена система постов, запрещающая есть мясную пищу (постных дней в течение года насчитывается около двухсот). В старообрядчестве помимо того встречаются дополнительные ограничения на мясоедение, восходящие к установлениям Ветхого Завета. В традиционных русских неправославных христианских направлениях (у духоборов, молокан, христововеров) вегетарианство было принято почти повсеместно, а неправославных христианских верований, включая старообрядчество, к концу XIX века придерживалась примерно половина населения России.
Нравственные принципы православного христианства основываются на учении Христа, изложенного в Новом Завете. Исходные положения христианского учения — о доброте, ненасилии, самосовершенствовании — развивались в соответствии с общим нравственным уровнем, получая каждую последующую эпоху новое преломление, отвечающее более высокому культурному уровню общества. Не чужды были идеи доброго, милостивого отношения к животным и многим представителям русского христианства. Известно, что великие русские святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский питались исключительно вегетарианской пищей. Когда преподобный отец Сергий Радонежский был еще младенцем, он отказывался брать грудь своей матери, если она в тот день ела мясо. Когда его мать поняла это, она бесповоротно перешла на вегетарианское питание. Многие святые прошлого, признаваемые православной церковью, склонялись к вегетарианству и призывали к этому других: это Петр Афонский, Лука Элладс

Категория: Поучающие статьи | Добавил: fktrc (19.12.2007)
Просмотров: 1227 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2006Создать бесплатный сайт с uCoz